Гаджеты для детей. Польза и вред в процентах

Гигиена детей и подростков

В современном мире дети и гаджеты – понятия неразделимые. Неспроста поколение зумеров называют «цифровыми людьми». Нынче даже ребенок ясельного возраста слету усваивает премудрости пользования смартфоном и планшетом. А к моменту похода в школу многие дети имеют личный электронный девайс.

Пользу или вред несет приобщение к гаджетам с юных лет? Для чего ребенку смартфон – для учебы или для игры? Как и сколько времени проводят дети за гаджетами? Вы как родитель уверены, что точно знаете ответы на эти вопросы?

Недавно сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели мониторинг использования технических средств информатизации (тех же электронных девайсов) современными школьниками. В анкетировании приняли участие 430 учеников 3, 7, 9-11 классов из Минска, Новополоцка и Лиды. Полученные результаты оказались весьма красноречивы. Подробно информационному порталу Здоровые люди рассказала о них заведующий лабораторией гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Грекова.

Каждому ребенку – по смартфону

Абсолютно ожидаемым оказался результат мониторинга в части распространенности смартфонов среди детей. Почти 97,5% школьников указали, что имеют личные мобильные телефоны. Причем у 41% детей смартфон появился при поступлении в школу, а у  11% детей еще раньше — в детском саду.

Личный компьютер есть у 62,5% опрошенных, у каждого второго – в распоряжении ноутбук, у 45% — планшет. Владельцами условно полезных гаджетов, к коим можно отнести электронную книгу, являются 22% школьников. Личные игровые приставки (мы взяли на себя смелость отнести их к бесполезным) есть у 18,5%.

Зачем школьнику компьютер

компьютер

Две трети детей (71,5%), принявших участие в анкетировании, признались, что ежедневно пользуются компьютером, ноутбуком, планшетом или электронной книгой во время, свободное от учебы в школе. Причем, частота использования электронной техники увеличивается с возрастом детей. Так, за экранами дисплеев проводят время:

  • 28,5% учеников начальной школы, причем лишь 18% из них используют гаджеты для учебы;
  • 67,5% учащихся средних классов (около 44% — для подготовки домашних заданий и рефератов);
  • 80% — старшеклассников (но всего 37,4% из них используют время с гаджетами для самоподготовки).

Примечательно то, что практически каждый второй школьник (48,8%) проводит у экрана монитора от 1 до 3 часов в день. Каждый четвертый (26,7%) – более 3 часов в день.

Обратите внимание! Специалисты настойчиво рекомендуют при работе за компьютером или пользовании любым другим электронным гаджетом:

  • каждые 20-30 минут делать перерывы продолжительностью не менее 10 минут;
  • периодически выполнять гимнастику для глаз;
  • чередовать разные виды деятельности.

Бесконтрольное времяпрепровождение у мониторов компьютеров и смартфонов может привести к ряду негативных последствий: развитию аномалий рефракции (близорукости, дальнозоркости, косоглазию), синдрому сухого глаза и т.д.

Между тем, по результатам проведенного мониторинга, только треть детей грамотно чередует работу на электронных устройствах с отдыхом и/или другими видами деятельности. 16,5% не отрываются от гаджетов вообще, сколько бы времени с ними они не провели.

Как время с гаджетом портит осанку

В ходе мониторинга исследователи изучали также вопрос соблюдения эргономических требований при работе с электронными устройствами. Проще говоря, не только время, но и положение, в котором дети проводят время с гаджетами, режим работы и отдыха имеют огромное влияние на физическое здоровье.

56% школьников сообщили, что проводят время у экранов мониторов, сидя за столом. 31% детей располагаются в кресле или на диване. Остальные устраиваются с гаджетами на кровати или на полу.

При этом у 29% школьников родители всегда строго контролируют правильное положение при работе за компьютером или планшетом (в большинстве случаев это касается учащихся младших классов). Родители 45% школьников напоминают о правильном положении тела периодически. 26% детей абсолютно самостоятельны в этом вопросе (в основном контроль отсутствует у старшеклассников).

Обратите внимание! Неправильное положение тела при работе с электронными гаджетами, недостаточная освещенность рабочего места, использование цифровых устройств в положении лежа или в движущемся транспорте и другие факторы повышают риск развития нарушений осанки, сколиоза и проблем со зрением у детей.

Вред онлайн vs польза офлайн

дети

Не секрет, что «жизнь онлайн» у детей и подростков имеет особое значение. За общением в соцсетях, сетевыми играми, просмотром видеороликов современные дети могут пропадать часами. Во всяком случае, как показал мониторинг, более трети опрошенных детей подтвердили, что находятся в режиме онлайн более 3 часов в день, почти 43% — не меньше 1-2 часов. Просмотру видеоконтента и прослушиванию музыки отдают предпочтение почти 50% детей и подростков, общению в соцсетях – 40%. 12,5% школьников проводят свободное время за сетевыми играми. Причем игры больше увлекают мальчиков, а онлайн-переписки – девочек.

Проблема в том, что такое времяпрепровождение зачастую идет в ущерб прогулкам на свежем воздухе и ночному сну. Например, по результатам анкетирования выяснилось, что полноценная продолжительность ночного сна есть меньше, чем у 14% детей. У остальных дефицит сна составляет от 1-2 часов и более. Например, многие ученики средних и старших классов (38,3%) ложатся спать после 23:00.

Каждый 5-й школьник признался, что у него нет свободного времени для прогулок на свежем воздухе. В отсутствии времени и желания для занятий спортом или любым другим видом физической активности сообщили более 41% детей. 38% учащихся при этом уточнили, что свободное от занятий время проводят за компьютерными играми, онлайн-общением и просмотром видеоконтента. Ожидаемо, что старшеклассники лидируют по всем анти-позициям.

гаджет

Обратите внимание! Нарушения режима дня, дефицит ночного сна, гиподинамия чреваты последствиями, которые значительно ухудшают состояние здоровья современных детей. Они могут стать одной из причин метаболических, гормональных нарушений, снижения когнитивных и умственных способностей, дисфункции нервной системы и даже психических расстройств.