Как реализуется пилотный проект по питанию в школе Малоритского района

Гигиена детей и подростков

Второй месяц в Беларуси реализуется пилотный проект по школьному питанию, в числе участников которого и средняя школа №1 г. Малориты. Ещё до начала третьей четверти – времени старта проекта – в учреждении образования проводилось анкетирование школьников и  их родителей, после чего на школьном собрании (об этом уже рассказывала районная газета) прошла дегустация блюд школьных обедов и полдников. Взрослые и дети получили возможность оставить свои отзывы о новом меню, что стало основой для дальнейшей работы технологов и школьных поваров. Спустя почти шесть недель реализации проекта корреспонденты «Голасу часу» решили снова поинтересоваться, как оценивают нововведения школьники и как в целом изменилось школьное питание.

Среда, 12.45. Звенит звонок на перемену. У старшеклассников в это время обед. В столовой, которую легко найти по аппетитному запаху свежеприготовленной еды, за считанные минуты становится многолюдно и шумно. К приёму пищи тут всё уже готово. Об этом позаботились не только повара, но и дежурные по столовой, которые быстро накрывали на столы. Что приготовили для учеников в этот раз? В меню запечённый картофель с шашлычком и салатом. Блюдо,  надо сказать,  выглядело очень аппетитно. Да и по тому, как быстро опустошали тарелки ребята, сразу было понятно – обед вкусный!

– Это блюдо мне очень понравилось, как и многие другие, которые появились в меню в этой четверти. Раньше такого разнообразия не было. Из новых блюд запомнились ещё отбивные. Часто дают салаты, и это полезно, – рассуждает десятиклассник Александр, которого останавливаем на выходе из столовой.

К разговору присоединяется и десятиклассница Анна:

– Мне тоже нравятся новые блюда,  даже котлеты очень вкусные. Люблю салаты,  хотелось бы,  чтобы их было больше, как и фруктов, а вот выпечки и сдобы можно поменьше. Плюс ещё в том, что часто стали давать соки, компоты. Правда, немного непривычно,  что обед у нас сдвинулся по времени, теперь в столовую мы идём позже.

– Еда теперь  действительно более разнообразная. Два-три раза в неделю в меню суп,  и,  считаю, этого достаточно. Мне нравится выпечка. Из появившихся новых блюд запомнились плов, наггетсы, пельмени. Всё вкусное и необычное для школьного питания, – делится мнением ученица 11 класса Валерия.

– С началом реализации проекта изменилось не только меню,  а также и количество приёмов пищи, сместилось время обедов и полдников. Мы апробируем новые подходы и собираем мнения и пожелания детей и родителей относительно эффективности их внедрения. Как отмечают учителя,  школьники кушают новые блюда с аппетитом, заставлять никого не надо. Обеды стали более питательными. А это очень важно, ведь ребёнок должен быть сосредоточен на усвоении учебного материала, а не на мысли, когда можно будет что-то поесть. Если соблюдать баланс интересов здорового питания и вкусовых предпочтений школьников, конечно же, результат будет,  – рассуждает директор Малоритской СШ №1 Наталья Иванова.

Школьное меню претерпело существенные корректировки. Как рассказывает шеф-повар школьной столовой Людмила Мелещук, появилось немало новых блюд, которые оценили школьники. Это рубленые отбивные из филе птицы, сосиска и котлета в тесте, запеканка «Зебра», блинчики «Улыбка» с творогом и бананом. Школьникам предлагают борщ, рассольник, суп с фрикадельками. Чтобы меньше оставалось отходов, объём первых блюд уменьшен. Вместе с технологом постоянно корректируется меню:  что-то убирается, некоторые блюда, по желанию детей и их родителей,  добавляются. Особое внимание – салатам, которые часто школьники не съедают, идёт постоянный поиск, поскольку главная задача проекта, чтобы было не только вкусно, но и полезно.

– Работы добавилось. Новые рецептуры на первых порах требуют больше времени. Но главное – аппетит детей стал лучше. Всё меняется в процессе, в том числе и блюда. К примеру, мы видели, что школьники плохо едят рыбную котлету. А ведь рыба должна быть в рационе. Попробовали сделать натуральный шницель из рыбы. Его стали есть лучше. Так и с другими блюдами. Постоянно наблюдаем за тем, чему отдают предпочтение  дети, соответственно и корректируем меню, – рассказывает Людмила Васильевна.   К слову,  40 лет она связана с работой в школьной столовой, поэтому ей есть с чем сравнивать.